. (veprmouse) wrote,
.
veprmouse

Кому страшно? Играйте и смейтесь.

Т.Колошина, Г.Тимошенко "Марионетки в психотерапии".
Вот как-то незаметно все эти понятия – кукла, игра, красота, искусство, психотерапия – и оказались лежащими очень близко друг от друга. Как же все это сложилось исторически?

…Скорее всего, первое театральное действие возникло с перепугу – как, возможно, и многое другое в истории человеческой культуры. Давным-давно, в незапамятные времена, когда жить было очень трудно и страшно, наверно, даже труднее и страшнее, чем теперь, самый первый актер – который, разумеется, еще не являлся таковым по статусу, - бессознательно решил облегчить себе эту трудную и страшную жизнь, внеся туда то, что мы впоследствии стали называть игрой. Ведь изначально профессионального театра, конечно же, не было – были совместные «площадные» действия, дававшие возможность совместного переживания каких-то чувств, - и, весьма вероятно, в первую очередь страхов. Когда человек не живет, а в эту непереносимую и ужасную жизнь играет, – становится немного легче.

То, что угрожало жизни людей, было столь непонятно и велико, что справиться с ним реально им возможным не представлялось. Вот тогда-то они и обнаружили, что последняя возможность остается всегда – то, что нельзя победить, можно высмеять. А уж то, что высмеивается, становится глупым, нелепым - и вообще не таким уж и страшным: ведь то, что возможно высмеять – заведомо меньше высмеивающего. То же, что меньше – вряд ли слишком страшно или опасно. Во всех культурах, например, существовали традиции оскорбления и высмеивания противника перед поединком. Точно так же во всех культурах складывались специальные обряды, высмеивающие смерть. Люди делали чучела, изображающие смерть, и с упоением их хоронили, сжигали и вообще подвергали всяческим унизительным процедурам. Такой механизм принижения (по выражению М.Бахтина – «травестирования»)  угрозы, страха, опасности срабатывал даже тогда, когда не помогало ничто другое. С этой точки зрения искусство изначально и возникло как стихийная, примитивная – а может, и не такая уж примитивная? – психотерапия.

Весьма вероятно, что в иных видах искусства в несколько видоизмененном виде действовал тот же механизм. Человек боялся идти охотиться на медведя – а как же не бояться, коли он вдвое больше и впятеро сильнее? – и рисовал медведя маленьким, смешным, сочинял про него сказки, в которых медведь оказывался глупым, неповоротливым, непонятливым… Чего его - такого маленького да глупого - бояться?

А можно предположить и дальше, – и это будет совсем близко к арттерапии: человек не понимал, кто им управляет и что им движет, и делал маленькую куклу. И получалось: «Некто несоизмеримо большой и могущественный, кого я не могу увидеть,   играет мной, - зато я играю куклой. Может быть, мне станет чуть менее страшно, - а может, я даже кое-что пойму из того, что со мной происходит. Я посмотрю на жизнь со стороны того – сильного и могущественного. Я смогу научиться управлять собой, поняв, что еще властвует надо мной». То есть человек, говоря современным языком, моделировал реальность, чтобы, познав ее, попытаться ответить на вопросы, которые каждый раньше или позже себе задает: «Я хочу понять, что и как движет мною, почему я делаю то, что мне не надо, кто или что ведет меня по жизни, когда я думаю, что иду сам…» Кстати, разве не на эти же вопросы искусство пытается отвечать уже многие тысячи лет?


Tags: арт, библиотерапия, книги, техники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments