. (veprmouse) wrote,
.
veprmouse

заметка из блокнота

или про автобиографии в рисунках - заметки россыпью с исследовательской мастерской


дайте мне пару дорожных башмаков,
и я отправлюсь в них на вечный покой -
путь этот долог - как мне путешествуется?

-хочу светиться, - говоришь,
луч солнца, синь неба - в глаза, а из них - мир сущему,

что впитал - тем светишь,
видна ли дорога во тьме?


горсть талантов - как распорядился?
что растёт, цветёт, что плодоносит?
дары в способности развил?
желания души - плоды сегодняшнего дня,
что выбирал твой дух - лёгкость или радость?

оглянувшись на прожитое,
разложив всё по своим местам -
что повторяется в "новом обличии", что упустил, что ушло?
доволен ли ты прожитым, доволен ли тем, как обращался с возможностями,
как наверстать упущенное - какой план предлагает голова?
нравится ли то место, которое занимаешь сегодня... а ведь это и есть твоё место...




используя полученные результаты при анализе автобиографии,
писали эссе и рисовали

вспомнинаем важные события своей жизни, и выражаем их в форме художественного творчества,
можно попробовать сделать это рисуя (что мы и делали), или при помощи инсталляций, вылепливая из глины или создавая коллажи - любая форма визуальной экспрессии годится для этого:
разбивая на семилетия жизненный путь, сначала представляем символически, затем, внутри каждого, создаём отдельные произведения и исследуем их

какой образ наиболее точно выражает мою биографию?
каковы мои жизненные задачи?
какая основная нить просматривается в моей биографии?
что бы я хотел изменить в себе?


в завершении мы задаём себе вопросы:
куда я хочу дальше
чему хочу научиться
о чём я хочу рассказать


и рисуем себя в виде растения

в растении, нарисованном самим участником, группа не может ничего изменять, можно только обогатить пейзаж вокруг растения,
и никакой критики рисунков других,
а хотите изменить - выявите сильные стороны, нарисуйте фон картины, предложите то, чего с вашей точки зрения ещё не хватает -
а это сложная социальная задача,
в этом упражнении как раз заложена возможность вырабатывать и тренировать эту социальную способность, каждый участник должен исходить из представления о том, что он хотел бы подарить другому участнику, чтобы его растение могло лучше расти в будущем и желания адресата получать эту помощь,
подарки могут быть приняты, а могут и не быть приняты



обращаясь к образному пониманию своего жизненного пути, его динамики, мы можем превратить свою жизнь в звучащее музыкальное произведение



НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С СОБСТВЕННОЙ БИОГРАФИЕЙ


[вопросы после 63 мне особенно нравятся, а вам?]Кроме перечисления событий (как хороших, так и плохих) из отдельных фаз жизни, следующие вопросы и точки зрения могут помочь найти путеводную нить для каждого отрезка своей жизни:

до 7 лет:

мои первые воспоминания
первые чувственные впечатления
дом, кто в нём жил
окружение, люди, с которыми я жил
отношения к ближайшим родственникам
какие были профессии у ближайших родственников, чем занимались
игры любимые/нелюбимые
кем/чем я был в играх

с 7 до 14 лет:

школа, мои учителя
методы воспитания
нормы и обычаи, которые внушались мне
традиции
творческая деятельность, которой я занимался (музыка, рисование, театральный кружок, рукоделие, ремесла, моделирование и т.д.)
возможности для занятий спортом, экскурсии
общение с природой
возможности проведения каникул
какие изменения произошли со мной в период полового созревания, как я переживал эти изменения

с 14 до 21:

продолжал ли я в этой фазе свое развитие как личность или я испытывал преграды для своих интенций
было ли у меня личное жизненное пространство, физическое, душевное
друзья
первые близкие отношения
каковы были мои идеалы
какие люди оказали на меня в это время большое влияние, каким было это влияние
как я выбрал профессию
была ли у меня возможность продолжать обучение
когда я начал работать

с 21 до 28:

правильно ли я выбрал профессию
была ли у меня возможность познакомиться с различными местами работы
собрал ли я различный профессиональный опыт
был ли у меня хороший наставник, мастер, начальник
какие роли я играл, была ли одна из них особенно тягостна для меня
какие идеалы были у меня
какие таланты я не развил (которых жизнь от меня не востребовала)
как я встретил своего партнёра
нашёл ли я правильное отношение к миру, к организации/ячейке, в которой я живу, и к себе самому

с 28 до 35:

мог ли я хорошо развивать свою индивидуальность в это время
был ли я подавляем или подавлял других
нашел ли я место своей деятельности
каким было моё жизнеощущение, моё самоощущение
в чём состояло моё самоосуществление
какие значительные встречи и знакомства были у меня в этот период
был ли в это время новый поворот в моей жизни

с 35 до 42:

дополнилась ли моя жизнь новыми ценностями
смог ли я соответственно этому преобразовать свою жизнь
нахожусь ли я на пути к выполнению своей миссии
нашел ли я главный вопрос своей жизни
как я вижу себя, как видят меня другие - в чём разница, совпадения
от каких иллюзий я отказался в это время

с 42 по 49:

в каком направлении я развиваю новый творческий импульс
новые хобби
что из дарований и способностей я зарыл, которые из них я могу снова откопать
позаботился ли я в своей работе о последователях
плоды жизни
новые семена жизни
моё окружение

с 49 по 56:

смог ли я найти новый ритм жизни
как выглядит мой дневной, недельный, месячный и годовой ритм
что является засохшими ветвям моего дерева, которые я должен обрезать, чтобы смогло вырасти новое
моё здоровье

с 56 по 63:

как я вижу свою биографию в целом, что является красной нитью в моей биографии
что я сумел осуществить
как выглядит задача, которую я еще очень хотел бы осуществить
как я обращаюсь со своими телесными недугами
что я могу сделать для поддержания своего тела, а в особенности моих чувств и памяти
есть ли что-то нерешённое в отношениях с другими
что я могу наверстать
как обстоит дело с моим имуществом

с 63 и далее:

чему я хотел бы научиться в будущем
какие новые измерения моего сознания появляются
ощущаю ли я милость, благодарность, веселость, мир в душе
удаётся ли мне сохранить некоторые силы из детства и юности и как
есть ли мне что сказать миру








Tags: (не)выдуманные истории, арт, аяслежузатобойитымненравишься, беседка, вжизнивсегдаестьместопразднику, заметки, исследования, мастерская, наблюдаю, размышления, самисебеавторы, самоанализ, семинары, техники, щебетКассандры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments