. (veprmouse) wrote,
.
veprmouse

Сказка в помощь нашему Герою...

А тому, кто не знаком со сказкотерапией - на знакомство.

Наш Герой какое-то время только и говорил о проблеме, которая в последнее время его "достала" и  которую он хочел решить, и увидеть возможные, с его точки зрения, варианты решения . Завис, выбирая верное: то это - не так, то то - не эдак...
Я предложила ему написать сказку, рассказав всю прелесть сочинения и возможности сказки - это диагностические , коррекционные и прогностические  возможности :  язык сказки - язык нашего бессознательного, в котором содержатся ответы на вопросы, которые мы перед собой ставим. Метафора помогает использовать имеющийся у человека опыт для поиска и осмысления новых возможностей.
М. Эриксон полагал, что люди обладают достаточными способностями для того, чтобы разрешить встающие перед ними проблемы (от меня: не надо инвалидизировать клиента). Они развили эти способности и овладели ими в определенном контексте, но еще не использовали их в том контексте, в котором возникла проблема. Задача заключается в том, чтобы "перенести" знание из одного контекста в другой; это делается с помощью метафоры, в нашем варианте это - сказочная метафора.
Сочиняя сказку, автор идентифицирует себя с Героем, и, насыщая сюжет всякими-разными трудностями,.. ищет и находит ресурсы для их преодоления (можно написать сколь угодно много сказок с одним и тем же сюжетом, но с разными выборами, персонажами, волшебными предметами (или без), разветвлениями,..).
Сказки, анекдоты, притчи, авторские истории (например, я в декабре описывала Истории, рассказанные пуговицами) обладают одним важнейшим качеством: в них содержатся советы или поучительные сообщения относительно какой-либо специфической проблемы. Волшебные сказки  являются терапевтическими, потому что автор  находит свое собственное решение, ассоциируя то, что в них кажется относящимся к нему, с конфликтами своей собственной внутренней жизни, переживаемыми им в настоящее время, и волшебная сказка всегда имеет счастливый конец.
Герой сталкивается с какой-то проблемой, и каким-то образом либо преодолевает ее, либо терпит поражение. Способ, при помощи которого герой решает свою проблему, может в аналогичной ситуации давать возможное решение и для других людей. Если какой-нибудь конфликт, описываемый в данной истории, напоминает человеку аналогичный случай из его жизни, рассказ становится для человека более значимым. Слушая сказку, человек может испытывать определенные ощущения, связанные с идентификацией персонажей данной истории с людьми или событиями, непосредственно ему знакомыми. При подобных ассоциациях вполне вероятно, что слушатель почувствует особый интерес к тому, как завершится данная история.
Анализируя сказку, мы выстраиваем мостик между бессознательным и сознанием.
Но интерпретация (учитывая , что работа со сказкой в данном случае, идет в методе арт терапии) - дело тонкое, индивидуальное и, часто, уникальное - и может означать всё, что угодно, в зависимости от личности автора (от его личной истории). Слушатель (психолог, участник группы, родитель, друг,..) может обратить на что-то внимание,  "предложить предположение", исходя из знаний (архетипов, культуры, символов,..) и своего видения, исходя из личной истории (опыта), - есть резонанс - исследуем.
Когда мы составляем и предлагаем другому человеку метафору,  то наш слушатель извлекает из нее то, что он слышит, значимое, и либо соглашается с ней, либо - нет.
"Трудно отвергнуть то обстоятельство, что нельзя придумать для другого человека метафору, имеющего для него большее значение, чем метафора, придуманная им самим для самого себя. Один из способов утилизации метафор заключается в том, чтобы переложить ответственность за разрешение метафоры, сконструированной терапевтом, на клиента, его можно попросить завершить (то есть, разрешить) метафорическую сказку, начатую терапевтом." (с)

Но, видя скептическое отношение Героя к этому занятию, я предложила написать  для него сказочный зачин.  А уж дальше - он сам. Согласился.
Он проблему (в общих чертах: "вроде бы ничего не изменилось вокруг, а мне не уютно, как будто меня выставили перед светом, как будто я что-то должен сделать, а что не знаю, и удивительно, вокруг никто не смеётся, что я голый"), а я  -  сказочные метафоры. Он среагировал ("о! точно!") на "Ваня проснулся - хаты нет". Надписи на камне формулировали вместе, введя вариант "другое" по желанию Автора.
Дальше - он:  "У меня ступор.  Я слова понимаю,  смысл - нет."
Через какое-то время: "Чувствую, что внутри идет бешеный процесс, прокручивающий разные варианты, но в голове, на этот счет, ни одной мысли".
Зачем просили помочь Ване: с Героем вы уже частично знакомы (!) по его письму , которое было в посте "Кто это, и Где искать", и коллективный ум (опыт) - великое дело!
В групповом варианте работа со сказочными приключениями и формулированием возможностей, неординарных (из опыта Другого) решений - очень эффективный способ. И, что не маловажно, кто не знаком со сказкотерапией - познакомятся.
Были ли полезны ответы (подсказки) - да. Один вариант был принят за основу для продолжения сказки, еще один - как ответвление сюжета, и сам родил - еще для одной сказки, пока новообретенный запал писать сказки не истощится. Меня (лично)  один выбор удивил, но профессионально - понимаю, почему именно этот выбор был сделан.
Как анализировать сказку ( в парадигме арт терапии) - напишу. Быть может, это интересно и для вас, поразмышляете, а как вы писали эти несколько строк, про что они лично для вас (один читатель прислал большую сказку на ЛП, и еще были авторы, стесняющиеся публичных продолжений! ).
Хочу добавить: писать, переписывать, переделывать сказку можно столько раз, сколько хочется. И даже не умея анализировать и интерпретировать, создавая сказку, которая вам  в итоге понравится - вы во внешней реальности получаете инструмент для разрешения проблем (в сказочном контексте это препятствия), которым (хоть и не всегда осознанно) пользуетесь.
Материала для чтения и изучения по теме сказкотерапии  - море. Удовольствия - еще больше.
По словам Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой  сказкотерапия это и  "процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни", и "открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими", и "процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем".
Tags: (не)выдуманные истории, арт, беседка, техники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments