. (veprmouse) wrote,
.
veprmouse

Наивно,

и Не страшно, что скажет тётя Клёпа.

НАИ'ВНЫЙ
[фр. naïf]. О человеке: неопытный, неискушенный, простодушный.  О поведении, поступке и т. п.: обнаруживающий неопытность, простодушие, порожденный неопытностью, простодушием.

НАИВНОСТЬ (фр. naivete). Простодушие, безыскусственность, естественность.

По Далю - наивный - это и простосердечный и привлекательный простотою, у Канта наивность - это "прекрасная простота, носящая на себе печать природы".

Вот взять, к примеру, наивное произведение (!) - картину ли, рисунок ли,  письмо-посвящение, стихотворение,.. - их язык всегда аутентичен, искренен, под завязку наполнен эмоциями, в них нет негативного (ого! это ли не находка для похода на выставку наивного искусства, как способа остановить мозговую жвачку).
Тянет, тянет, нравится мне наивное искусство (творчество, скорее так), признанное или нет, не важно. Хочется отдохнуть от умствований , от масок-рамок,..
А страшно быть, признать себя наивным? Даже не знаю, скорее всего, так:  проявляешь наивность в отношениях - получаешь по носу, злишься, потому как надо было держать "ушки на макушке", а не простодушничать. Вот и ищешь не наивных отношений, а написанных и нарисованных наивностей, вот такие суррогаты (?!)...
Что противопоставляется наивности? Мне так видится, что изощренность, демонстративность, может еще и нарочитость. Вчера, обсуждая наивность, высказывали разные предположения об антитезе: называли цинизм, мудрость, искушенность, разумность, хитрость, рационализм, злость,..
Еще статью нашла Г.Гачева "Плюсы и минусы наивного философствования", так в ней нахожу , что наивности антипод - рефлексия, и еще выведена формула творчества:
                                   наивность   вдохновение
сила творчества= рефлексия=эрудиция
(читать, как пропорцию, сила творчества прямопропорциональна наивности и вдохновению)

И еще у Гачева: "Итак, способность удивляться тому, к чему все социальновоспитанные и учено-образованные привыкли и не находят в сем«ничего особенного». А УДИВЛЕНИЕ, по Аристотелю, — начало познания. И в самом деле: остановиться, задуматься над тем,что вроде так понятно и привычно и общепринято, и вдруг увидеть в этом — вопрос, проблему. Так Кант про себя говорил: «Там, где другие проходят ровно, для него возникают Альпы проблем». Так и Гоголь: какая сила вдохновения нужна и воображения, чтобы взвидеть то, «что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи...» Эту операцию Виктор Шкловский назвал «ОСТРАНЕНИЕ» — то есть увидеть странным обычное.
Да и в среде физиков-теоретиков высоко ценится способность задать глупый вопрос. С него часто начинается открытие новых путей и понятий."


И вот выбор: поверить (довериться) себе, рискнуть, выразить себя, высказать свое отношение, рассказать о своем интересе, или ...
пробояться, пропереживать: а что скажет про меня тетя Клёпа,..уйти в поиски смысла, так и не сотворив ничего...

Tags: заметки, размышления, философическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments